jonny_dogsvill (jonny_dogsvill) wrote,
jonny_dogsvill
jonny_dogsvill

Мозг учит языки с помощью старой памяти

Человеческий язык – система настолько сложная, что кажется вполне естественным, чтобы для выучивания языков в человеческом мозге и психике существовали специальные выделенные зоны и модули. И действительно, часто говорят, что мозг учит языки с помощью особых нервных центров, которые больше ничем не заняты.



Однако, как пишут в PNAS исследователи из Кентского Государственного Университета, Университета Дикина и Университета Джорджтауна, на деле в обучении языку задействованы достаточно старые системы памяти. Филип Хэмрик (Phillip Hamrick) и его коллеги проанализировали шестнадцать научных работ, посвященных обучению языкам и тому, как это обучение связано с такими формами памяти, как декларативная (или эксплицитная) память и процедурная память.

Декларативная память запоминает объекты и события, и важное ее свойство – осознанность. Когда мы вспоминаем чье-то лицо или, например, событие из жизни, то используем именно декларативную память, ясно осознавая, что именно мы вспоминаем. Процедурная память – это память на действия, она хранит моторные навыки, различные рефлексы и т. д. Эволюционно она возникла раньше, и работает она в автоматическом режиме. Когда мы садимся на велосипед и начинаем крутить педали, или когда открываем водопроводный кран на кухне, мы используем именно процедурную память.

Когда исследователи сопоставили обучение языку с обоими видами памяти, оказалось, что запоминание новых слов зависит от того, насколько хорошо работает декларативная память. То есть чем лучше мы помним, что ели вчера на обед и чем лучше мы запоминаем, что нужно купить в магазине, тем лучше мы выучиваем новые слова.

С грамматикой все оказалось по-другому. У детей, которые учатся родному языку, грамматические навыки зависят от процедурной памяти. Иными словами, умение ездить на велосипеде и умение правильно составлять предложения зависят от одной и той же системы в мозге. У взрослых людей, которые учат иностранный язык, успехи в грамматике поначалу зависят от декларативной памяти (которая работает в «сознательном» режиме), но потом, по мере усвоения иностранного, грамматика у взрослых тоже переходит к процедурной памяти (которая работает автоматически, без участия сознания).

Авторы работы подчеркивают, что связь языкового обучения с этими видами памяти не зависит ни от самого языка (исследователи анализировали работы, посвященные английскому, финскому, французскому и японскому языкам), ни от того, как именно язык используется. То есть человек может читать, или слушать, или говорить, и при говорении и чтении и слушании будут задействованы все те же формы памяти. И та, и другая используют разные нервные центры; и та, и другая есть у животных, поэтому можно сказать, что когда у людей начал появляться язык, в человеческом мозге для него уже были необходимые модули.

Новые сведения о памяти и языках полезны не только в сугубо теоретическом, но и в практическом смысле. Обучение языкам, вероятно, можно сделать более эффективным, если как-то стимулировать оба вышеупомянутые вида памяти; точно так же как и некоторые языковые расстройства, возможно, станут более понятны, если рассмотреть их в свете общих проблем с памятью, которые, в свою очередь, могут происходить как от генетических дефектов, так и от каких-то особенностей развития.

Автор: Кирилл Стасевич
Tags: экология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo jonny_dogsvill september 18, 2015 12:26 28
Buy for 20 tokens
Мы — роботы Московское метро Новое кладбище Лавка мясника Стрелы Робин Гуда Дом-монстр Шелковая еда На сон грядущий Хороший улов Понедельник Робот мертв Я здесь, бабушка — Красная шапочка Обсуждая медведя Не похоже на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments